Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 14.12.2018, 14:59

Cайт учителя начальных классов МОУ-СОШ №31 г.Белгорода

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Чтение про себя

 

Чтение про себя

 

        Принято считать, что чтение про себя – естественное продолжение формирования навыков осознанного чтения. Уже во 2 классе в конце 1 полугодия средний темп чтения ученика вслух должен быть приблизительно 40 слов, темп чтения про себя в среднем на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. В 3 классе темп чтения про себя уже на 20 – 30 слов больше, чем при чтении вслух, а в 4 классе – на 50 и более слов.
С учетом индивидуальных особенностей детей установлен определенный диапазон нормативной скорости чтения по окончании начальной школы: от 70 до 90 слов в минуту при чтении вслух и от 100 до 140 слов при чтении про себя.
        Замечательно, если навыки осознанного беглого чтения у ребенка формируются в соответствии с программными требованиями. Чтение – одно из важнейших умений школьника. Чтение про себя – неотъемлемая часть большинства уроков. Достаточно часто ребенок должен на том или ином этапе урока прочитать самостоятельно что-либо. Практика показывает, что многие дети затрудняются в чтении про себя. Одни дети затрудняются в понимании прочитанного про себя, другие читают медленней, третьи при чтении про себя допускают значительное количество ошибок, что, опять же, не позволяет понять прочитанное.

         Темп чтения – не самый главный показатель, важно читать правильно и выразительно, понимать прочитанное. Но если темп чтения недостаточный, то ребенок будет отставать от работы класса.
Одни дети читают про себя быстрее, как это и требует программа. У других темп чтения про себя и вслух одинаковый. Третьи про себя читают значительно медленнее, чем вслух. Отставание в формировании навыка чтения про себя – тревожный симптом. Важно вовремя заметить затруднения ребенка.

         Чтение вслух и чтение про себя у каждого человека формируются по-своему. Кому-то лучше прочитать про себя, чтобы понять. А кому-то необходимо читать вслух, чтобы сосредоточиться и проанализировать читаемое. Если ребенок затрудняется в чтении про себя, важно:

исключить чтение про себя при выполнении домашнего задания,

готовить ребенка к восприятию следующего материала (дать возможность дома прочитать задачи, вопросы и т.д., которые встретятся на следующем уроке),

обратиться к специалисту с целью выявления причин затруднений и оказания необходимой коррекционной помощи.

        Выяснить, есть ли трудности у ребенка, могут сами родители. Достаточно выбрать любой текст из учебника по литературе и проверить темп чтения и понимание прочитанного вслух и про себя.
Если затруднения имеются, выясняем, в чем они заключаются:

низкий темп,

большое количество ошибок,

недостаточное понимание прочитанного.

        Традиционно в отечественной педагогике обучению чтению ведется по принципу слогослияния. Ребенок должен запомнить образ буквы и научиться соединять буквы в слоги. Параллельно идет формирование навыков письма. Обучение письму и чтению идет одновременно. Ребенок должен запоминать заглавную и строчную буквы в печатном и письменном варианте. Иными словами, ребенок сразу должен запомнить четыре символа. Не всегда у всех это легко получается. Бывает, что мере знакомства с новыми буквами ребенок забывает образы ранее изученных. В русском языке у многих букв есть общие элементы. Если ребенок недостаточно хорошо запомнил все образы букв, то на их распознавание он затратит значительно больше времени, да и ошибки будет допускать значительно чаще. При чтении вслух ребенку помогает слуховая опора и работа речевого аппарата, чтение про себя исключает такую возможность. Если трудности вызывает чтение про себя, необходимо вернуться назад. Чтение про себя обычно вызывает затруднения, когда темп чтения вслух значительно ниже программных требований, либо с трудом дотягивается до нижней границы нормы. Как правило, навыки чтения формируются изначально медленней.
Прежде всего, возвращаемся к гласным. Слоги – сочетания согласных букв с гласными. Обычно дети легко запоминают гласные а, о, у, и, э, ы. Однако, начинаем именно с них. Необходимо сделать небольшие карточки. Величина букв не должна значительно отличаться от шрифта в учебнике, а вот сама карточка должна легко удерживаться на ладони ребенка. Перекладывая карточки из руки в руку, ребенок упражняется в назывании звуков, которые обозначают эти гласные, постепенно ускоряя темп.
Далее переходим к гласным, которые наиболее сложны при чтении: я, е, ё, ю.
Вначале ребенок тренируется в их распознавании, называя названия букв. Когда ребенок быстро и без ошибок может назвать все гласные, делаем контрольный срез – взрослый с максимальным темпом меняет карточки, а ребенок называет буквы. Переходим к согласным. Порядок букв может быть произвольным. Но лучше всего сесть вместе с ребенком и выяснить, при чтении вслух на какие согласные приходится большее количество ошибок. Именно эти согласные следует взять в последнюю очередь.
Когда ребенок легко распознает буквы, переходим к слогам.
Обращаю внимание на то, что занятия ведутся с читающим ребенком, который испытывает определенные трудности. Учить читать таким способом нельзя! Для дальнейших занятий необходимо подготовить слоговые таблицы. Можно использовать карточки. Предлагаю воспользоваться материалами пособия «От буквы к слову», опубликованного на страницах сайта. Пособие написано для обучения чтению, слоговые таблицы могут быть использованы для преодоления затруднений в чтении. Следующий этап – упражнение в чтении слов. С этой целью рекомендую воспользоваться «Дидактическим материалом для развития техники чтения в начальной школе» Г. Г. Мисаренко. Работая над техникой чтения вслух, мы преодолеваем и ряд трудностей при чтении про себя. Успехов!

 

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Block title
Block content

Создать бесплатный сайт с uCoz