Объем и точность словарного запаса
ребенка обуславливают успешность его обучения в школе. Чем точнее и шире
активный словарь ребенка (слова, которыми ребенок пользуется), тем
легче пополняется пассивный словарь (слова, которые ребенок слышит,
понимает, но сам не употребляет в речи), а из пассивного словаря слова
значительно легче переходят в активный. Многие слова русского языка имеют не
одно, а два-три, некоторые – по десятку и более значений. Существует
закономерность: чем чаще употребляется слово в речи, тем более оно
многозначно. Многозначные слова образуют смысловое единство. Толкование их
значений обязательно обнаруживает определенное сходство между обозначаемыми
ими предметами и явлениями окружающего мира.
Например, форма предмета: шляпка –
модная шляпка (головной убор, небольшая шляпа); шляпка гвоздя
(верхняя расширенная часть гвоздя); шляпка гриба (верхняя часть
гриба, по форме напоминающая головной убор – шляпу); рукав - короткие
рукава (часть одежды, покрывающая руку до кисти или до локтя); рукав
реки (отделившийся от главного русла водяной поток); пожарный рукав
(труба или кишка для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел (спец.)). Слово в
изолированном виде всегда воспринимается в своем основном значении, т.е. в
том, в котором чаще всего и употребляется в речи. Различить значения
многозначного слова можно только в сочетании с другими словами. Например: Дети
играют в саду. — Сегодня играют молодые артисты, выпускники Щукинского
училища. — Солнечные лучи играют на поверхности воды. В первом
предложении слово «играть» имеет значение «резвясь, забавляться,
развлекаться», во втором — «исполнять на сцене», а в третьем — «проявляться,
обнаруживать себя каким-нибудь образом».
Глухой
старик – основное значение «ничего
не слышащий». Другие значения: глухой переулок (где прекращено
движение, замерла жизнь); глухой лес (густо заросший, тихий); глухая
стена (высокая, совершенно закрытая).
Многозначными могут быть слова всех самостоятельных частей речи,
кроме числительных: ручка стола, ручка ребенка; тяжелый чемодан, тяжелый
характер; бежит человек, бежит время.
Знание широкого спектра значений
многозначных слов помогает ребенку не только понимать услышанное и
прочитанное, но и применять орфографические правила (например, правила
правописания безударных гласных в корне слова, когда необходимо подбирать
однокоренное проверочное слово). В ситуации, когда ребенок не понимает
значение слова, понимание изучаемого материала становится затруднительным.
Так, например, при анализе текста
встретилось словосочетание «золотой характер». Ребенок истолковал
значение так: «богатый человек, у него много золота». Смысл рассказа
при таком толковании остался ребенком непонятым.
Расширение привычных связей слов,
придающее им новые оттенки значения позволяет сделать речь выразительной,
богатой и гибкой. Усвоение переносных значений слов лежит в основе понимания
смысла пословиц и поговорок, различных фразеологических оборотов, которыми
так богат наш родной язык.
Упражнения
для занятий дома
1. Помогите ребенку с помощью наглядного материала
увидеть общее в значении многозначных слов.
Дверная ручка, ручка для письма, ручка ребенка,
ручка зонта. Ручка кастрюли.
Иголки для шитья, иголки сосны, иголки ежа и др.
2. Помогите ребенку объяснить значение словосочетаний,
построить предложения, используя эти словосочетания.
Мягкие руки, мягкая игрушка, мягкая глина, мягкий голос, мягкий свет;
золотое кольцо, золотые руки, золотое сердце, золотой характер; ударил гром,
ударил выстрел, ударил больно, ударил свет, ударил запах, ударил ливень и др.
3. Укажите однозначные и многозначные слова:
аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать,
троллейбус, хорей, донесение, затягивание.
4. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и
многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения,
употребив глагол в разных значениях:
автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести,
вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.
5. Определите признак, который лег в основу названий
дней недели:
вторник, среда, четверг, пятница.
6. Назовите признак, который положен в основу фамилий
персонажей литературных произведений:
Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев,
Оболт-Оболдуев, Снегина.
Для
раскрытия многозначности слов важны упражнения на уровне словосочетаний, так
как именно сочетаемость определяет, в каком значении выступает слово.
Например:
Привести машину в действие. План действий. Место действия.
Вредное действие.
В каждом из приведенных предложений
существительное действие выступает в разных значениях.
Упражнения
на дифференциацию значений слова
1. Определите, в каких значениях употреблены выделенные
существительные в данных словосочетаниях.
Образец:
проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться
чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на
которые нужно ответить. Пришить вешалку, вешалка на первом этаже. 2.
Время обеда, в наше время. 3. Домашний адрес,
теплый адрес. 4. Холодный вечер, торжественный вечер.
5. Прокладывать дорогу, дать дорогу. 6. Идея
романа, осуществить идею.
Ключи:
1. Петля, пришиваемая к платью, за которую его вешают. Разг.
Помещение, оборудованное для хранения верхней одежды, гардероб. 2.
Определенный момент, в который происходит что-либо. Период, эпоха в жизни
человечества, государства, общества. 3. Надпись на почтовом конверте с
указанием места назначения и получателя. Письменное приветствие. 4. Время
суток. Вечернее собрание, посвященное чему-либо. 5. Полоса земли, служащая
для езды и ходьбы. Место для прохода, проезда. 6. Основная, главная мысль.
Намерение, план.
2. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные
сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.
Железная решетка, железная дисциплина; глубокая
река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый
вид; малиновый цвет, малиновый звон.
3. Определите, в каких значениях употреблены глаголы.
Образец: время бежит (быстро проходит), бегут
слезы (текут, льются). 1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить
долго, жить в деревне. 3. Бросить билет, бросить
курить, бросить войска в бой. 4. Дать книгу, дать задание.
5. Нести чемодан, нести ответственность.
Ключи:
1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2.
Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо. 3.
Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5.
Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать
за что-либо.
4. Замените выделенные слова противоположными по
смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями предложения.
Образец:
близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей
дальнее расстояние не преграда. 1. Легкое упражнение, легкий
труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный
человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий
хлеб.
Ключи:
1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый,
черствый.
5. Замените глаголы близкими по значению.
1. Достать
тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести
мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на
работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание. 5. Передать
письмо, передать содержание рассказа.
Ключи:
1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается,
перемещается; отправляться. 4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.
6. Замените данные фразеологизмы синонимами.
Образец:
руки не доходят – некогда. 1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3.
Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело сторона.
Ключи:
1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5.
Беспрерывно. 6. Меня это не касается.
Работа над
многозначными словами расширяет и углубляет представление учащихся о
семантике и сфере употребления изучаемой лексики, способствует
совершенствованию их устной и письменной речи.
|