Тестирование стало в последние годы весьма популярным. Тест – довольно эффективный способ проверки знаний. Тетради на печатной основе по разным предметам в начальной школе содержат тестовый материал. Многие дети легко стравляются с тестами, но есть и те, кто испытывает затруднения. Имеющиеся затруднения следует разделить на группы:
затруднения обусловлены отсутствием знаний по данной проблеме,
затруднения связаны со сниженными высшими корковыми функциями (неустойчивым вниманием и т.д.);
затруднения вызваны отсутствием навыков выполнения данного вида работы;
затруднения связаны с недостаточным пониманием прочитанного.
Естественно, затруднения первой группы легче устраняются, нежели другие. Часто получается, что ребенок вроде бы и знает, а выбрать требуемую информацию затрудняется. Следует учитывать, что и тесты бывают разные по своей структуре. Больше трудностей дети испытывают в тестах, предлагающих выбрать правильный ответ среди 4 вариантов. Работе с тестами необходимо учить, начиная с выполнения небольших простых тестов и чем раньше, тем лучше. В настоящее время в продаже имеется множество тестов по самым разным программам. При выборе готовых тестов следует учитывать не только содержание, но и структуру, и оформление. Однако тесты можно составлять и самостоятельно как учителям, так и родителям. Как научить ребенка работать с тестами? Прежде всего, надо помнить, что работа с тестами – самостоятельная работа. А к самостоятельной работе ребенок должен быть готов. Иногда при работе с учебником ребенок читает задание упражнения и тут же задает вопрос: «А что надо делать?» Необходимо научить ребенка читать задание и анализировать, что он будет делать. Аналогично поступаем и с тестом. Необходимо научить ребенка прочитать задание и проанализировать, что надо сделать: дополнить слово, выбрать правильный ответ и т.д. При работе с любым текстом, особенно по окружающему миру, чтению и др. необходимо не только готовить пересказ, но и отвечать на конкретные вопросы по тексту. Важно структурировать получаемую информацию. В этом случае ребенку будет легко ответить на конкретный вопрос. При заучивании определений и правил можно составлять план правила, показывая, его составляющие. Например: «1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? 2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. 3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями». План правила: Имя существительное
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Изменяются по падежам.
Бывают подлежащими или дополнениями.
Когда ребенок учит правило (изучает текст) с использованием плана, в котором четко выделены все параметры, которые ребенок должен запомнить, у него не возникнет затруднения при выборе требуемой информации. В тестах обычно требуется дать точный короткий ответ. А значит, необходимо учить ребенка коротко и точно формулировать ответы на поставленные вопросы. Иногда ребенок теряется, получив лист с тестом: Задание: Выбери правильный ответ. «А как выбрать? Обвести в кружок или зачеркнуть неправильные?» Ничего страшного в этом нет, с опытом ребенок научится оформлять работу, надо только запастись терпением и спокойно отвечать на такие вопросы, чтобы не закрепить боязнь бланка. Боязнь бланка – это затруднения взрослого человека при заполнении тех или иных документов, анкет и др. Обычно испытывают люди, редко сталкивающиеся с такими документами. Вроде и написано все понятно, а вот не один бланк изводится, ошибки так и лезут, то строчки перепутаются, то затруднения в формулировании фразы возникают. А уж сколько приходится выслушивать работникам, которые эти документы хотят получить... Для ребенка лист с тестом, если тесты не используются достаточно часто – тот же документ, и затруднения могут быть аналогичными.
Тест – друг или тест – враг?
Тест – друг, если помогает систематизировать полученные знания и уровень сложности соответствует возможностям учащихся. Тест – враг, если не соответствует возможностям детей и только увеличивает количество «2». Тестирование способствует формированию многих учебных умений, помогает систематизировать, закреплять и контролировать знания. Однако каждый ребенок должен быть готов к такой работе. А значит мы, взрослые – учителя и родители, должны постоянно общаться между собой, вовремя замечать трудности оказывать помощь.
О работе с тестами
Тестирование стало в последние годы весьма популярным. Тест – довольно эффективный способ проверки знаний. Тетради на печатной основе по разным предметам в начальной школе содержат тестовый материал. Многие дети легко стравляются с тестами, но есть и те, кто испытывает затруднения. Имеющиеся затруднения следует разделить на группы:
затруднения обусловлены отсутствием знаний по данной проблеме,
затруднения связаны со сниженными высшими корковыми функциями (неустойчивым вниманием и т.д.);
затруднения вызваны отсутствием навыков выполнения данного вида работы;
затруднения связаны с недостаточным пониманием прочитанного.
Естественно, затруднения первой группы легче устраняются, нежели другие. Часто получается, что ребенок вроде бы и знает, а выбрать требуемую информацию затрудняется. Следует учитывать, что и тесты бывают разные по своей структуре. Больше трудностей дети испытывают в тестах, предлагающих выбрать правильный ответ среди 4 вариантов. Работе с тестами необходимо учить, начиная с выполнения небольших простых тестов и чем раньше, тем лучше. В настоящее время в продаже имеется множество тестов по самым разным программам. При выборе готовых тестов следует учитывать не только содержание, но и структуру, и оформление. Однако тесты можно составлять и самостоятельно как учителям, так и родителям. Как научить ребенка работать с тестами? Прежде всего, надо помнить, что работа с тестами – самостоятельная работа. А к самостоятельной работе ребенок должен быть готов. Иногда при работе с учебником ребенок читает задание упражнения и тут же задает вопрос: «А что надо делать?» Необходимо научить ребенка читать задание и анализировать, что он будет делать. Аналогично поступаем и с тестом. Необходимо научить ребенка прочитать задание и проанализировать, что надо сделать: дополнить слово, выбрать правильный ответ и т.д. При работе с любым текстом, особенно по окружающему миру, чтению и др. необходимо не только готовить пересказ, но и отвечать на конкретные вопросы по тексту. Важно структурировать получаемую информацию. В этом случае ребенку будет легко ответить на конкретный вопрос. При заучивании определений и правил можно составлять план правила, показывая, его составляющие. Например: «1. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? 2. Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и изменяются по падежам и числам. 3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими или дополнениями». План правила: Имя существительное
Обозначает предмет.
Отвечает на вопросы кто? что?
Относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
Изменяются по падежам.
Бывают подлежащими или дополнениями.
Когда ребенок учит правило (изучает текст) с использованием плана, в котором четко выделены все параметры, которые ребенок должен запомнить, у него не возникнет затруднения при выборе требуемой информации. В тестах обычно требуется дать точный короткий ответ. А значит, необходимо учить ребенка коротко и точно формулировать ответы на поставленные вопросы. Иногда ребенок теряется, получив лист с тестом: Задание: Выбери правильный ответ. «А как выбрать? Обвести в кружок или зачеркнуть неправильные?» Ничего страшного в этом нет, с опытом ребенок научится оформлять работу, надо только запастись терпением и спокойно отвечать на такие вопросы, чтобы не закрепить боязнь бланка. Боязнь бланка – это затруднения взрослого человека при заполнении тех или иных документов, анкет и др. Обычно испытывают люди, редко сталкивающиеся с такими документами. Вроде и написано все понятно, а вот не один бланк изводится, ошибки так и лезут, то строчки перепутаются, то затруднения в формулировании фразы возникают. А уж сколько приходится выслушивать работникам, которые эти документы хотят получить... Для ребенка лист с тестом, если тесты не используются достаточно часто – тот же документ, и затруднения могут быть аналогичными.
Тест – друг или тест – враг?
Тест – друг, если помогает систематизировать полученные знания и уровень сложности соответствует возможностям учащихся. Тест – враг, если не соответствует возможностям детей и только увеличивает количество «2». Тестирование способствует формированию многих учебных умений, помогает систематизировать, закреплять и контролировать знания. Однако каждый ребенок должен быть готов к такой работе. А значит мы, взрослые – учителя и родители, должны постоянно общаться между собой, вовремя замечать трудности оказывать помощь.