Обучение
пересказу
Пересказ
– очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам.
Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать
текст, понять его, запомнить и пересказать.
Да и как иначе можно изучать литературу, историю, географию и т.д.?
К началу школьного обучения многие дети умеют прочитать небольшой текст (или
прослушать его) и передать своими словами. Замечательно, если у ребенка не
возникает затруднений и в дальнейшем. Однако срезы знаний, проводимые в
старшей школе, свидетельствуют о том, что далеко не всем учащимся легко
дается пересказ. Пересказ может быть разным: подробным, выборочным, кратким.
Качество пересказа зависит от уровня речевого развития ребенка, в то же
время, обучая пересказу, мы развиваем речь ребенка.
Когда надо начинать? А чем
раньше, тем лучше. Когда ребенку начинаем читать первые книжки, когда речь
малыша еще невнятна, а многие звуки произносятся не очень правильно. Читая
сказки и маленькие рассказы, надо предлагать ребенку самому подсказать, что
будет дальше (если текст знакомый), рассказывать вместе с ребенком,
поочередно. Если чтение будет активным, то к началу обучения в школе
необходимые навыки сформируются.
Как же
быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя
терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде
всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и
запоминает.
Возможные задания:
1.
Прочитай предложение:
К зиме
шубка у зайчика стала белой, а у белочки – серой.
О чем ты прочитал?
2.
Прочитай текст:
Снег.
С утра
падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на
нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые.
О чем ты прочитал? Что делал
медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и
запоминает.
Аналогичные задания предлагаем
выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым.
Пересказ услышанного текста и
прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба умения.
Обычно
маленькие простые тексты не вызывают затруднений, поэтому желательно
ориентироваться на учебники по литературе и окружающему миру (природоведению
и т.д.) и ту программу, по которой учится ребенок. Необходимо начинать с
самого начала. Желательно не пропускать ни один текст. Готовиться к пересказу
следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность
событий, для этого необходимо составить план. Легче пересказываются тексты,
описывающие несколько (не очень много) действий. Значительно труднее
пересказать текст-описание. В любом случае, необходим план пересказа.
Вариантов может быть несколько – записать пункты в виде предложений,
использовать отдельные слова, схему (примитивный рисунок). Например:
Смелый
мальчик.
Однажды жарким днем ребятишки сидели
на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек
покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту
же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую
девочку – вытащил ее на берег. Миша – смелый мальчик и хороший товарищ.
План № 1
Где
сидели ребятишки?
Что
случилось с девочкой?
Что
сделал Миша?
Что можно
сказать о Мише?
План № 2
Сидели на
мосту, смеялись.
Упала в
реку, стала тонуть.
Бросился,
вытащил.
Смелый.
А можно и схематично изобразить
мост, и последовательность событий. Если использовать схему, то желательно
делать ее вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна. Какой бы
вариант плана не был вами выбран, он должен активно использоваться ребенком, тогда
ребенок не только научится составлять план самостоятельно, но и будет видеть
структуру текста. Вначале, пересказывая, ребенок должен пользоваться планом,
итог – самостоятельный пересказ без опоры на план.
Особое внимание следует уделить незнакомым словам, уточнив их значение.
Ребенок должен использовать эти слова в пересказе.
Не менее эффективным может быть совместный пересказ, когда ребенок
пересказывает более простую часть текста, а взрослый то, что плохо
запоминается. Постепенно взрослый сокращает объем своего пересказа, итог –
самостоятельный пересказ ребенка. Хорошим упражнением является и пересказ по
данному началу или концу, когда ребенку предлагается продолжить или
пересказать до данного конца текста.
Работа с
описательными текстами.
Описательные
тексты весьма сложны для пересказа.
Например:
Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдет снег.
Коричневая мокрая пашня, голубые лужицы вешней воды, светлая желтизна сухой
травы, пятна перезимовавшей зелени на лугу.
Заметнее становится окраска веток у деревьев и кустарников. Вот стоят кусты
ивы с желто-оранжевыми тонкими прутиками. Издали они кажутся большими
желтоватыми шарами.
Ничего невозможного нет. Берем
краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст.
Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе
подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче.
Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное
время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его
словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных
времен года.
Постепенно у ребенка накопится
определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь
пересказ – передача текста своими словами.
Пересказ
сказок.
Вызывает затруднения пересказ
сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает
картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание
на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно
использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные
отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по
порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный
отрывок – использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ
легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и
план-схему.
Тексты, содержащие термины (по географии, истории, природоведению и т.д.),
необходимо пересказывать подробно, кратко и выборочно (конкретный отрывок).
Можно вести специальный словарь терминов. Использовать термины в пересказе
ребенок может только тогда, когда значение их ему понятно. Ребенок учится
пересказу и на уроках, и при выполнении домашнего задания.
Оказать максимально эффективную
помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в
формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось,
требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок
пересказывать, тем легче ему будет учиться.
|