Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 23.06.2018, 05:08

Cайт учителя начальных классов МОУ-СОШ №31 г.Белгорода

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Письмо по памяти

Письмо по памяти

 

           Вне зависимости от программы по русскому языку в учебниках с 1 класса встречается письмо по памяти, когда ребенок должен выучить заданный текст (стихотворный или прозу) и написать его. Казалось бы, чего же тут сложного может быть? Однако далеко не все дети справляются с данным видом работы, допуская массу ошибок, а иногда и затрудняясь запомнить текст.
          На уроке учитель уделяет внимание этому виду работы. Однако в классе всегда есть ученики, которым не составляет труда выполнить такое задание, и такие, которым не удается уложиться в отведенное время или качество запоминания не позволяет выполнить работу без ошибок. Учитель ограничен на уроке временными рамками и объемом учебного материала.


Какую роль играет письмо по памяти в обучении русскому языку?
Письмо по памяти – это один из путей формирования орфографической зоркости. Такая работа развивает память, внимание, речь.
Многие заблуждаются, полагая, что нет ничего сложного в такой работе. Конечно, если трудностей у ребенка нет – замечательно. А вот если ребенок испытывает трудности, значит ему необходима помощь.
Прежде всего, необходимо помнить, что любое умение формируется постепенно. В письме по памяти участвуют:

  • зрительное восприятие и узнавание,
  • зрительная память,
  • слухоречевая память,
  • ассоциативная память,
  • внимание,
  • пространственная ориентировка и др.

          Подготовка к такой работе начинается до знакомства с буквами. Существует множество упражнений. Например:

Взрослый дает задание «Посмотри и запомни, кто едет на поезде (от первого вагона к последнему)». Затем картинка закрывается, а ребенок должен вспомнить и назвать, кто же едет на поезде. Постепенно задание усложняется (от 2 до 7 объектов).Когда ребенок хорошо справляется с такими заданиями, заменяем реалистические изображения геометрическими формами, начиная опять с 2 объектов. Используя геометрические изображения, знакомим детей и с их названиями.
         Необходимо давать для запоминания не только предметы, расположенные линейно, но и перемещать их в пространстве, располагая рядами, в шахматном порядке и т.д. Когда начинается знакомство с буквами, необходимо вести аналогичную работу, предлагая ребенку запоминать сочетания букв.
         Например:а о ао а оа а о и т.д.

Помогают и такие задания: Найди в правом столбике заданное слово.

 

 

ответ

отевт, ответ, атвет, овтет

карандаш

корандаш, карондаш, каранадш, карандаш

 

 

 

             Немаловажную роль в формировании навыков письма по памяти играют зрительные диктанты, когда ребенку предлагается прочитать вначале слово, а потом и предложение, запомнить и записать.
Например: Тает снег. (
Если ошибок нет, идем дальше). Идет дождь. Если ребенок допускает ошибки, необходимо через некоторое время возвращаться к выполненным заданиям. Практика показывает, что каждый ребенок запоминает свое количество знаков. На определенном этапе трудности возникают у всех. Дальнейшее увеличение объема идет по одному знаку (одной букве) и только после того, как ребенок свободно запоминает предложенный объем. В настоящее время в продаже имеется множество пособий, содержащих зрительные диктанты. При выборе необходимо помнить о соответствии пособия году обучения ребенка.

          Если ребенку трудно дается письмо по памяти, не так важно, в каком классе он учится. Работу необходимо начинать с самого начала (с картинок).

          Как подготовить ребенка к письму по память?

  • Прежде всего, необходимо вместе с ребенком прочитать предложенный текст выразительно. Вначале читает взрослый, подчеркивая интонационно особенности текста. Чтобы ребенок легко заучивал что-либо, научите его использовать вспомогательные инструменты: схемы, рисунки, ассоциации, движения.
  • Проанализируйте структуру текста. Если текст стихотворный, посчитайте количество строк, количество слов в каждой строке. Проанализируйте, если возможно, знаки препинания. Обратите внимание на буквы, начинающие каждую строку. Изобразите схему текста.
    Например:
    Мы ходим ночью, ___ _____ ______,
    Ходим днем, ______ _______,
    Но никуда мы не уйдем. __ _______ __ __ __.

    М__________________
    Х__________________
    Н__________________

    Подготовьте вместе с ребенком шпаргалку (не для использования в школе, а для того, чтобы по этой шпаргалке позже ребенок проверил свой текст – все ли слова и в том ли порядке написаны):

    М х___ н____,
    Х_____ д_____,
    Н_ н____ м_ н_ у_____.

 

  • Приступаем к орфографическому анализу. Предлагаем ребенку проговорить по слогам каждое слово.

Важно!

     Если ребенок проговаривает без ошибок, не останавливаемся на анализе. Если проговорил вначале правильно, а при записи допустил ошибки – анализируем.
Находим слова, которые звучат и пишутся по-разному. Обращаем внимание на их написание.

  • Предлагаем ребенку несколько раз прочитать текст по слогам.
  • Даем время на заучивание.
  • Ребенок закрывает текст и пробует написать.


Внимание!

         Необходимо контролировать, как ребенок выполняет задание. Если ребенку необходимо посмотреть в текст, даем такую возможность. Но начинает ребенок следующую запись с самого начала. Попыток может быть сколько угодно! Конечная цель – написать текст без ошибок. Постепенно попыток будет все меньше и меньше.

         Если допущены ошибки, предлагаем ребенку с помощью шпаргалки или текста найти их самостоятельно и исправить другим цветом (кроме красного). После того как ребенок проверил свои записи, проверяет взрослый. Свои исправления, если таковые имеются, делаем красным цветом. Предлагаем ребенку
поучить еще, опираясь не на текст, а на записи ребенка.

         Иногда приходится констатировать, что с каждой новой попыткой увеличивается количество ошибок. Это значит, что запоминание не было продуктивным, и ребенок устал. Следует отложить работу на определенное время. Однако необходимо позже вернуться к данному тексту.

         Безусловно, такая работа требует терпения и настойчивости. Важно, чтобы она велась систематически. Однако нет более счастливой минуты для ребенка, когда то, что у него не получалось, наконец-то получилось! Успех ребенка – это наш успех, его радость – наша радость!

 

Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Block title
Block content

Создать бесплатный сайт с uCoz