Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 04:02

Cайт учителя начальных классов МОУ-СОШ №31 г.Белгорода

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Проступок и наказание

Проступок и наказание: границы дозволенного

Психолог - Савченко Игорь Анатольевич

 

           Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, зачем мы наказываем своих детей? Начитанные педагоги и родители наверняка вспомнят, что дети должны знать границы допустимого поведения, то есть понимать, как вести себя можно, а как – нельзя. Вот для обозначения того момента, когда поведение переходит границу от «можно», «терпимо», к «нельзя», «недопустимо» и используется наказание. Все это, конечно, правильно, но признаемся себе самим – разве в моменты наказания думаем мы о каких-то теориях? Скорее всего, просто выражаем (а точнее было бы сказать вымещаем) охватившие нас раздражение и злобу. То есть, чаще всего, наказание носит характер мести за доставленные нам неприятные переживания, а никак не воспитательной меры.

               Естественно, результаты такого наказания сомнительны, к тому же ребенок наглядно видит, что если маму или папу сильно «зацепить», они справляются с этим агрессией (крик, угрозы, рукоприкладство), а значит, и он может реагировать подобным образом, если «задевают» его. Это ли мы хотим воспитать у своего сына или дочери? Однако, иногда, без наказания не обойтись.

              Наказание не только возможно, но и необходимо в случаях, когда требуется немедленно прекратить нежелательное поведение ребенка, поскольку оно наносит или может нанести реальный вред ему самому или кому-то из окружающих. Правда, для того, чтобы наказание принесло реальную воспитательную пользу, а не вред, нужно руководствоваться некоторыми принципами.

Ни в каких случаях не следует прибегать к шлепкам, подзатыльникам и другим телесным наказаниям. Помните, что помимо совершенной бесполезности и даже вреда подобных «форм воспитания», есть вполне конкретные статьи Уголовного Кодекса, обязывающие учителей (и вообще всех взрослых) немедленно сообщать компетентным органам о замеченных у ребенка синяках и шишках, а также предусматривающие уголовную ответственность родителей и педагогов за телесные наказания в виде лишения свободы от трех до семи(!) лет (статьи 117 и 156 УК РФ).

Заранее предупреждайте ребенка, в каких случаях будет применено наказание. Действительно, если Вы не обсуждали с ребенком конкретные правила поведения, как будете наказывать за их нарушение? Сначала нужно установить границы, а уж потом требовать их соблюдения. В иностранной педагогической литературе наказания часто называют штрафными санкциями. Я буду использовать слова «наказание» и «штраф», «штрафные санкции» как синонимы. Кстати, можно предложить самому ребенку придумать санкции за разные нарушения поведения. Это, конечно, не значит, что Вы безоговорочно с ними согласитесь, тем более что дети часто предлагают более строгие наказания, чем те, которые предложили бы Вы. Но сам факт переговоров и договоренностей по этому поводу, сделает санкции более понятными для ребенка и эффективными, а его последующее сопротивление взысканиям сведет к минимуму. Хорошо, если о возможных наказаниях знают и другие члены семьи, проживающие вместе с Вами (в том числе бабушки, дедушки и другие). Их также можно привлекать к обсуждению и согласованию дисциплинарных санкций в отношении ребенка, если это не превратит разговор в споры и пререкания между взрослыми.

     Желательно, чтобы у всех сложился одинаковый взгляд на использование санкций.

Наказание должно быть адекватно проступку ребенка. Нередко мы бываем так возмущены поведением своего чада, что просто «выходим из себя» от ярости. Все же, нужно постараться удержать контроль над собой и вынести справедливый «приговор». Например, адекватным наказанием за украденную у приятеля или в магазине вещь будет возвращение этой вещи самим ребенком пострадавшему и извинение. Штрафом за грубость в отношении одноклассника – выполнение какой-то из обязанностей обиженного (например, по уборке класса).

Наказание должно соответствовать уровню развития ребенка. Не требуйте от ребенка выполнения того, что он просто физически не в состоянии сделать. Например, никогда не наказывайте ребенка за то, что он намочил постель. Не стоит наказывать и за плохую учебу, если Вы явно видите, что у него просто не получается.

Применяйте наказание в оговоренных случаях решительно и уверенно. Никаких обсуждений принятого Вами решения о санкциях не допускается. Будьте последовательны, то есть если ребенок допустил наказуемый проступок, а в остальном вел себя хорошо, Вы все-таки не отменяете штрафа за конкретное нарушение. Не отменяется наказание и в случае, если проступок совершен, а у Вас сегодня все хорошо и хорошее настроение. Кстати, это же касается и похвалы. Если дела идут плохо и у Вас плохое настроение, но ребенок ничего предосудительного не сделал, никаких штрафов типа раздраженных окриков, недовольных взглядов и подобного случаться не должно.

Наказание не должно откладываться. Оно будет наиболее действенным, если Вы примените его сразу же, как только узнаете о проступке.

Оберегайте достоинство ребенка. Наказания и санкции применяйте, обращаясь, тем не менее, с ребенком уважительно. Помните, что это не месть, а важная воспитательная мера. Держитесь спокойно и нейтрально. Пусть Ваше поведение будет для ребенка примером поведения в трудных ситуациях.


Теперь обсудим, что конкретно может стать штрафом (наказанием).

 

Извинение – наиболее естественная санкция за совершенный проступок. Если ребенок совершил проступок, затрагивающий других, то слова «Простите, я виноват», сказанные тоном, показывающим, что ребенок действительно сожалеет и раскаивается в сделанном, вполне могут быть адекватной дисциплинарной мерой (например, если проступок мелкий и совершен нечаянно) или первой частью более серьезного наказания. Извинение может быть принесено пострадавшей стороне лицом к лицу или (если Вы считаете, что возможна более щадящая форма) в форме записки.

Выговор – наиболее распространенная форма наказания. Выговор исходит из того, что не бывает плохих людей, бывают плохие поступки. Каждый человек может принять решение перестать вести себя плохо и начать вести себя хорошо. К сожалению, часто выговор оказывается бесполезен или производит не тот эффект, который от него ожидался, превращаясь в обычный окрик или чтение нотации. Дело в том, что выговор должен делаться по определенным правилам. Он состоит из двух частей. Первая часть: как только Вы заметили проступок, достойный выговора, Вы конкретно сообщаете ребенку, что он натворил (без оценок, критики, насмешек). Например: «Коля, ты разложил свои учебники и тетради вперемешку с игрушками по всему столу, и на столе нет свободного места, чтобы начать делать уроки». После этого Вы сообщаете ребенку ясно и недвусмысленно, какие чувства испытываете по поводу его проступка. Продолжая пример: «Меня раздражает, злит, когда я вижу это». После этого первая часть выговора заканчивается, и Вы молчите несколько секунд, чтобы дать ребенку прочувствовать, какие эмоции Вами владеют, заодно и сами успокаиваетесь. Вторая часть выговора. Вы успокаиваетесь окончательно и прикасаетесь к своему ребенку так, чтобы он понял, что Вы на его стороне. Вы напоминаете ребенку, что хотя его недавнее поведение нельзя назвать хорошим, его самого Вы считаете хорошим. Заканчивая приведенный пример: «Разбрасывание всего, с чем занимаешься по столу, называется неорганизованностью, несобранностью. Но я уверен(а), что на самом деле, ты, как настоящий мужчина, вполне можешь сам навести порядок на столе к нужному времени, чтобы начать делать уроки». Вы говорите ребенку: «Я люблю тебя», и обнимаете его. После этого выговор считается законченным, и Вы больше не возвращаетесь к этой теме. После этого в течение всего дня Вы прислушиваетесь ко всему, что ребенок хочет Вам сообщить.

Дополнительные обязанности. Если ребенок обидел кого-то своим поведением, в качестве штрафа ему может быть поручено выполнение каких-либо обязанностей, которые должен был выполнить пострадавший (уборка пылесосом, мытье посуды, вытирание пыли и многое другое). Вообще, к наказанию выполнением каких-либо домашних (или школьных) дел нужно подходить с осторожностью и использовать редко, поскольку этим можно вызвать у ребенка стойкое отвращение к выполнению домашних обязанностей. Хорошо, если у ребенка есть и выполняются какие-то свои обязанности по дому, а наказание – это всего лишь некоторое к ним добавление в случае проступков.

Лишение привилегий. Если ребенок демонстрирует продолжающееся плохое поведение, можно использовать в качестве штрафа лишение его одной или нескольких привилегий: запрет просмотра всех или некоторых телепередач, видеоигр, игр на компьютере, прослушивания музыки, запрет пользоваться телефоном и тому подобное. Учтите, что запрещая те или иные привилегии, Вы должны быть уверены, что сможете контролировать выполнение Вашего запрета. Если Вы не уверены, что запрет удастся обеспечить – лучше не запрещайте вовсе, а выберите какое-нибудь другое наказание.

Запрещение выходить из дома. Для старших дошкольников и учащихся 1-2 класса запрет может составлять 1-3 часа, а для детей постарше – 1-3 дня. Разумеется, запрет не распространяется на посещение школы. В случае особенно серьезных проступков, запрет выходить из дома может сопровождаться еще и лишением привилегий.

Временная изоляция («тайм-аут») – наиболее серьезное наказание. Ребенок отстраняется ото всех занятий, его просят посидеть спокойно и подумать о своем поступке. Это может быть сидение некоторое время на стуле или стояние в углу. При временной изоляции, применяемой в качестве штрафа, должны учитываться возраст ребенка, его темперамент, серьезность проступка. Вот несколько общих рекомендаций:

место для временной изоляции должно быть спокойным, безопасным, хорошо освещенным, по возможности изолированным от других помещений,

ребенок может сидеть на простом стуле (но не кресле, подушке или т.п.),

здесь не должно быть игрушек, игр, книг, домашних животных, еды, телевизора, друзей, телефона и других отвлекающих факторов (именно поэтому часто не имеет успеха «постановка в угол» в классе, где много детей),

место изоляции должно находиться в стороне от основных мест передвижения в доме (школе), чтобы проходящие не натыкались беспрестанно на ребенка и не заговаривали с ним,

длительность изоляции для ребенка – по 1 минуте за каждый год жизни (то есть, например, для шестилетнего ребенка – 6 минут). Помните, что это минимальная длительность изоляции, хотя, конечно, и злоупотреблять временем наказания не стоит – оно определяется тяжестью проступка ребенка. Не позволяйте ребенку покидать место наказания раньше назначенного времени,

всегда говорите ребенку, сколько времени он должен провести в месте для временной изоляции, выставьте таймер и держите его при себе, чтобы точно соблюдать время наказания и контролировать ситуацию,

будьте последовательны – никогда не сокращайте назначенное за проступок время изоляции (но и не назначайте это время сгоряча, в пылу гнева),

отсчет продолжительности временной изоляции начинается с того момента, когда ребенок перестает сопротивляться и начинает вести себя должным образом,

не позволяйте ребенку покидать место временной изоляции до тех пор, пока он не станет вести себя подобающе: сидеть спокойно, не разговаривая в течение предусмотренного времени. Если ребенок ведет себя не так, добавьте минуту к продолжительности временной изоляции с того момента, когда он начнет вести себя правильно,

не подглядывайте и не отвечайте на попытки привлечь к себе внимание,

применяйте этот метод наказания не зависимо от того, в каком месте случилось нарушение поведения (в магазине, на улице, в гостях и т.д.). Например, «Ты дрался. Пойди посиди на бабушкиной кровати 10 минут». Если Вы не можете найти подходящее место в момент проступка, постарайтесь найти его как можно быстрее,

после временной изоляции ребенок должен закончить делать то, о чем Вы его просили. Если он все еще не слушается, удвойте продолжительность временной изоляции.

            Перечисленные меры наказаний – штрафные санкции, - как уже говорилось, не способ мести за испорченное настроение или вечер, а воспитательные приемы, поэтому целью их применения является исправление проблемного поведения. После применения наказания попросите ребенка рассказать, что он сделал не так и что в следующий раз сделает иначе. Если ребенок не помнит или не соглашается, следует вновь применить соответствующие штрафные санкции до тех пор, пока ребенок не сделает то, что от него требуется. Задача взрослого – помочь ребенку понять, что именно он сделал неправильно. В любом случае, нужно помнить, что наказания, штрафы останавливают неправильное поведение, но не снимают внутренних потребностей ребенка, которые к этому поведению привели. Поэтому задача родителя, воспитателя – научить ребенка правильно, в приемлемых формах реализовывать возникающие потребности, делать это так, чтобы не наносить вреда самому себе и другим.

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Block title
Block content

Создать бесплатный сайт с uCoz