Литературное чтение 4 класс
Итоговая
проверка навыка
чтения вслух
Автор Ефросинина Л.А.
Песенки подо льдом
Н.И. Сладков
Это случилось зимой: у меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по
озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы А вокруг
снег и мороз. Слипаются ноздри, и стынут зубы.
Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат А лыжи
поют!
И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит Но ведь
не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным. Подо льдом кто-то поёт, прямо у меня под ногами.
Уйди я
тогда, и подлёдная песенка осталась бы чудесной лесной загадкой. Но я не
ушёл...
Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный
провал.
За зиму
вода в озере усохла, и лёд навис над водой, как лазоревый
потолок. Где навис, а где обрушился, и из тёмных
провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же по ют там
птичьими голосами? Может, и вправду там ручеек? Или,
может, звенят рождённые из пара сосульки?
А песня
звенит. Живая она и чистая, такую ни ручью, ни рыбам,
ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть —
птица...
Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла. Я постоял тихо —
песенка зазвенела опять.
Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд. И сейчас; же из
тёмного провала выпорхнула чудо-птица. Села она на край
полыньи и трижды мне поклонилась.
— Здравствуй, подлёдная певунья!
Птичка опять кивнула и спела на виду
подлёдную песню
— А я ведь знаю тебя! — сказал я. — Ты
оляпка — водяной;
воробей!
Оляпка ничего не ответил: он умел только кланяться и кивать.
Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо
льдом ведь ни ветра, ни мороза, ни ястреба. Подо льдом чёрная вода и таинствен
ный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё звенит: эхо помчится,
стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь!
А нам чего бы его
не послушать.
Вопросы
и задания
1. Назови правильно произведение.
2. Чьи песни слушал зимой автор?
Расскажи.
3. Оляпка — это кто?
4. Как автор называет оляпку?
Найди ответ в тексте. Прочитай.
5. Какие новые факты сообщил
автор? Расскажи.
В результате изучения литературного чтения выпускники начальной школы будут
Знать:
• названия и основное содержание
изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
• элементы книги (обложка,
оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).
Называть,
приводить примеры:
• сказок народных и
литературных;
• стихов и рассказов из круга
детского чтения;
• детского игрового фольклора
(загадка, пословица, песенка, скороговорка).
Различать,
сравнивать:
• произведения фольклора
(загадка, пословица, песня, скороговорка);
• жанры детской художественной
литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• сказки народные и
литературные;
• словари и справочники;
• элементы книги (обложка,
титульный лист, иллюстрация, оглавление, содержание);
• виды пересказа (подробный,
краткий, выборочный).
Уметь:
• читать осознанно, правильно,
целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, молча —100-120 слов в минуту;
выразительно читать наизусть
программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
• определять тему и главную
мысль произведения;
• ставить вопросы к тексту,
выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
• делить тексты на смысловые
части и составлять простой план;
• пересказывать и рассказывать
произведение по плану;
• составлять небольшое
монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события,
героев произведения;
• создавать небольшой устный
текст на заданную тему.
Использовать
приобретенные знания и умения
в практической
деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных
суждений о прочитанном произведении;
• самостоятельного выбора и
определения содержания книги по ее элементам;
• определения темы и жанра
незнакомой книги;
• работы со справочной литературой.
Окружающий мир
Задание
1
Чем
человек отличается от животных? Подчеркни правильные ответы.
Умеет
строить жилище
Видит,
слышит, чувствует
Умеет
говорить
Заботится
о потомстве
Делает
орудия труда
Мыслит,
трудится
Задание
2
Запиши,
какую функцию выполняют эти органы:
сердце
головной
мозг
печень
почки
Задание
3
Через
какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных
веществ?
Задание
4
Подчеркни
названия продуктов, которые нужно включать в меню, чтобы
ежедневно получать необходимое количество белка.
Семечки,
огурцы, рыба, помидоры, виноград, капуста, хлеб, мясо, яйца, масло, молоко,
чеснок, морковь, горох.
Задание
5
Закончи
предложения:
|
В
носовой полости
воздух . При дыхании поглощается
… ..,
выделяется… .. . Главная функция
кровеносной системы
…
Задание
6
Реши
кроссворд:
По
горизонтали:
1.
Часть скелета, внутри которого проходит спинной мозг.
По
вертикали:
2.
Орган, расположенный внутри черепа.
3.
Орган обоняния.
4.
Органы, по которым движется кровь.
5. Что придаёт форму телу?
Окружающий
мир 4 класс 2 четверть
Автор
учебника - Н.Ф.Виноградова
Задание 1
Расскажи
об особенностях органов чувств животных.
Задание 2
Продолжи
предложения.
§ Острое зрение позволяет орлу …, а сове…
§ Обоняние собаки помогает ей
найти…
Задание 3
Наши
помощники – органы чувств. Перечисли.
Задание 4
Составь
памятку «Охрана органов обоняния и вкуса».
Задание 5
Чувствительность
вкусовых и обонятельных клеток снижается:
§ от злоупотребления слишком
соленой и слишком острой пищи;
§ от использования продуктов,
срок годности которых закончился;
§ от длительного просмотра
телепередач.
Задание 6