В помощь
первоклассникам
Приходя в 1 класс, большинство
малышей ощущают себя самостоятельными, гордятся, что стали школьниками.
Каждый думает, что все у него получится, что в школе он научится всему.
Замечательно, если все
получается легко, учительница тебя понимает, родители помогают и доверяют и
не возникает никаких трудностей.
Однако далеко не все так
просто. Зачастую благополучные дети (не вызывающие изначально тревоги)
начинают испытывать трудности в конце первого года обучения, а порой и во
втором классе.
В наше время очень много
спорят о правильном почерке, о красоте письма. Нужно ли нашим современным
детям писать самим, когда есть компьютер?
Мнений много. Я убеждена, что овладеть письмом должен каждый. А компьютер
никуда от детей не уйдет. От чего зависит формирование правильного почерка,
формирование письменных навыков? Что значит красиво писать?
Красивое письмо – искусство, которым
может овладеть далеко не всякий. Согласитесь, не каждый взрослый может
написать портрет, пейзаж и т.п. Что же требуется от детей? Каждый малыш
должен научить писать разборчиво, соединять буквы так, что не возникало
разночтений.
На
формирования разборчивого письма влияют:
зрительное
восприятие
зрительно-двигательная
координация
зрительное
внимание
развитие
мелкой моторики
Состояние мелкой моторики влияет не
только на формирование письменных навыков, но связано с речевым и
интеллектуальным развитием.
Сейчас появилось много литературы в помощь учителям и родителям по развитию
мелкой моторики (М.С. Рузина «Пальчиковые и телесные игры для малышей»,
В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» и др.). Следует заметить,
что в настоящее время редкий первоклассник не испытывает отставание в
развитии мелкой моторики.
Мелкая моторика – мелкие и
точные движения, которые так нам необходимы и которые помогают нам овладевать
необходимыми умениями: завязать шнурки, застегнуть пуговицы, вырезать
ножницами из бумаги замысловатую фигурку и т.д.
Современные условия позволяют
нам, если ребенок не умеет завязывать шнурки, купить обувь на липучках, а
если не застегивает пуговицы – есть молния и т.д. Однако это временный выход
из затруднительного положения.
Давайте внимательно посмотрим, как ребенок держит в руках карандаш, как
(аккуратно ли? не заходит ли за границы фигуры? не оставляет ли просветы? во
всех ли заданных направлениях умеет работать?) научился разукрашивать. Может
ли выполнить задание по штриховке в разных направлениях? Как держит ручку?
Удается ли ему справиться с заданиями прописи?
Графические умения – это
только верх айсберга. Недостатки в развитии мелкой моторики ощущаются и во
время приема пищи (может ли ребенок правильно держать ложку и вилку, умеет ли
пользоваться ножом), при подготовке к уроку (застегнуть и расстегнуть
портфель некоторым удается далеко не сразу, да и подготовка необходимых
школьных письменных принадлежностей к уроку занимает больше времени, чем у
остальных), при подготовке к школе (ребенок неуклюже точит карандаш, с трудом
укладывает пинал), при одевании и т.д. Часто взрослые, наблюдая затруднения
ребенка, занимают неправильную позицию, стараясь все выполнить за ребенка.
Однако стоит потратить время и научить ребенка все делать самостоятельно.
Существует пальчиковая
гимнастика.
Сейчас появилось множество способов
и более интересных, как для девочек, так и для мальчиков. Что выбирать?
мелкий
конструктор (как пластмассовый, типа ЛЕГО, так и деревянные модели машин,
животных и др.)
бисер
бусы
вышивка
теневой
театр
пластилин
оригами
глина и
т.д.
Необходимо активизировать работу пальчиков
и ладошек.
Мелкая моторика – продолжение
общей моторики. Давайте внимательно посмотрим, на сколько малыши ловки, удается
ли им постоять и попрыгать на одной ноге, на двух и д.т. Необходимо активизировать целенаправленную
двигательную деятельность детей, иными словами, заняться физкультурой и
спортом. Безусловно, многие дети спортом занимаются. Но что именно поможет
учиться?
Безусловно, нет единого рецепта для
всех сразу. Но помогает нормализовать учебную деятельность утренняя
гимнастика и плавание.
Следует помнить, что уровень
развития мелкой моторики влияет и на темп письма как по русскому языку, так и
по математике. Это не очень заметно на первых порах обучения, однако весьма
ощутимо при написании диктантов и контрольных, при выполнении письменных
классных работ.
Занимаясь развитием мелкой
моторики, мы развиваем и творческие способности наших детей, давая
возможность каждому маленькому человечку реализовать свои способности не
только в учебной деятельности. Высокий уровень развития мелкой моторики
(моторная ловкость) поможет каждому в будущем овладеть необходимыми
профессиональными навыками.
Мы, взрослые, должны помнить,
что каждая минутка, посвященная нашим малышам, принесет свои плоды в будущем.
|