Вне зависимости от программы по
русскому языку в учебниках с 1 класса встречается письмо по памяти, когда
ребенок должен выучить заданный текст (стихотворный или прозу) и написать
его. Казалось бы, чего же тут сложного может быть? Однако далеко не все дети
справляются с данным видом работы, допуская массу ошибок, а иногда и
затрудняясь запомнить текст. На уроке учитель уделяет
внимание этому виду работы. Однако в классе всегда есть ученики, которым не
составляет труда выполнить такое задание, и такие, которым не удается
уложиться в отведенное время или качество запоминания не позволяет выполнить
работу без ошибок. Учитель ограничен на уроке временными рамками и объемом
учебного материала.
Какую роль играет письмо по памяти в обучении русскому языку?
Письмо
по памяти – это один из путей формирования орфографической зоркости. Такая работа развивает память, внимание, речь.
Многие заблуждаются, полагая, что нет ничего сложного в такой работе.
Конечно, если трудностей у ребенка нет – замечательно. А вот если ребенок
испытывает трудности, значит ему необходима помощь.
Прежде всего, необходимо помнить, что любое умение формируется постепенно. В
письме по памяти участвуют:
- зрительное восприятие и узнавание,
- зрительная память,
- слухоречевая память,
- ассоциативная память,
- внимание,
- пространственная ориентировка и др.
Подготовка к такой работе
начинается до знакомства с буквами. Существует множество упражнений. Например:
Взрослый
дает задание «Посмотри и запомни, кто едет на поезде (от первого вагона к
последнему)». Затем картинка закрывается, а ребенок должен вспомнить и
назвать, кто же едет на поезде. Постепенно задание усложняется (от 2 до 7
объектов).Когда ребенок хорошо справляется с такими заданиями, заменяем реалистические
изображения геометрическими формами, начиная опять с 2 объектов. Используя
геометрические изображения, знакомим детей и с их названиями. Необходимо давать для
запоминания не только предметы, расположенные линейно, но и перемещать их в пространстве,
располагая рядами, в шахматном порядке и т.д. Когда начинается знакомство с
буквами, необходимо вести аналогичную работу, предлагая ребенку запоминать
сочетания букв. Например:а о ао а оа а о и
т.д.
Помогают
и такие задания: Найди в правом столбике заданное слово.
ответ
|
отевт, ответ, атвет,
овтет
|
карандаш
|
корандаш, карондаш,
каранадш, карандаш
|
|
|
Немаловажную роль в формировании
навыков письма по памяти играют зрительные диктанты, когда ребенку
предлагается прочитать вначале слово, а потом и предложение, запомнить и
записать.
Например: Тает снег. (Если ошибок нет, идем дальше). Идет дождь.
Если ребенок допускает ошибки, необходимо через некоторое время возвращаться
к выполненным заданиям. Практика показывает, что каждый ребенок запоминает
свое количество знаков. На определенном этапе трудности возникают у всех.
Дальнейшее увеличение объема идет по одному знаку (одной букве) и только
после того, как ребенок свободно запоминает предложенный объем. В настоящее
время в продаже имеется множество пособий, содержащих зрительные диктанты.
При выборе необходимо помнить о соответствии пособия году обучения ребенка.
Если ребенку трудно дается письмо по
памяти, не так важно, в каком классе он учится. Работу необходимо начинать с
самого начала (с картинок).
Как подготовить ребенка к письму по
память?
- Прежде всего, необходимо вместе с ребенком
прочитать предложенный текст выразительно. Вначале читает взрослый,
подчеркивая интонационно особенности текста. Чтобы ребенок легко
заучивал что-либо, научите его использовать вспомогательные
инструменты: схемы, рисунки, ассоциации, движения.
- Проанализируйте структуру текста. Если текст
стихотворный, посчитайте количество строк, количество слов в каждой
строке. Проанализируйте, если возможно, знаки препинания. Обратите
внимание на буквы, начинающие каждую строку. Изобразите схему текста.
Например:
Мы ходим ночью, ___ _____ ______,
Ходим днем, ______ _______,
Но никуда мы не уйдем. __ _______ __ __ __.
М__________________
Х__________________
Н__________________
Подготовьте вместе с ребенком шпаргалку (не для использования в школе, а
для того, чтобы по этой шпаргалке позже ребенок проверил свой текст –
все ли слова и в том ли порядке написаны):
М х___ н____,
Х_____ д_____,
Н_ н____ м_ н_ у_____.
- Приступаем к орфографическому анализу.
Предлагаем ребенку проговорить по слогам каждое слово.
Важно!
Если ребенок проговаривает без ошибок, не
останавливаемся на анализе. Если проговорил вначале правильно, а при записи
допустил ошибки – анализируем.
Находим слова, которые звучат и пишутся по-разному. Обращаем внимание на их
написание.
- Предлагаем ребенку несколько раз прочитать
текст по слогам.
- Даем время на заучивание.
- Ребенок закрывает текст и пробует написать.
Внимание!
Необходимо контролировать, как
ребенок выполняет задание. Если ребенку необходимо посмотреть в текст, даем
такую возможность. Но начинает ребенок следующую запись с самого начала. Попыток
может быть сколько угодно! Конечная цель – написать текст без ошибок.
Постепенно попыток будет все меньше и меньше.
Если допущены ошибки,
предлагаем ребенку с помощью шпаргалки или текста найти их самостоятельно и
исправить другим цветом (кроме красного). После того как ребенок проверил
свои записи, проверяет взрослый. Свои исправления, если таковые имеются,
делаем красным цветом. Предлагаем ребенку
поучить еще, опираясь не
на текст, а на записи ребенка.
Иногда приходится констатировать,
что с каждой новой попыткой увеличивается количество ошибок. Это значит, что
запоминание не было продуктивным, и ребенок устал. Следует отложить работу на
определенное время. Однако необходимо позже вернуться к данному тексту.
Безусловно, такая работа
требует терпения и настойчивости. Важно, чтобы она велась систематически.
Однако нет более счастливой минуты для ребенка, когда то, что у него не
получалось, наконец-то получилось! Успех ребенка – это наш успех, его радость
– наша радость!
|