Выполнение домашнего задания | ||
Домашнее задание – одна из составляющих школьной жизни. Прежде всего, надо помнить, что, выполняя домашнее задание, ребенок учится самоорганизации, самоконтролю. А значит начинать надо с дневника. Необходимо научить ребенка пользоваться дневником систематически. Дневники обычно заводятся со 2 класса. Учитель, конечно, проверяет дневники, следит за их ведением, но... Основная роль принадлежит в этом именно родителям. Думаю, многим знакома картина, когда ребенок приходит домой и не знает, что же было задано на дом. Приходится звонить одноклассникам. Узнав задание, ребенок начинает его выполнять, а вот запись в дневник не делается. Ребенок обязательно должен под контролем родителей запись сделать. Почему так трудно научить ребенка пользоваться дневником? Дневник – основной его документ. У отличников, обычно, дневники ведутся систематически аккуратно. Если же ребенок учится не очень хорошо, то и дневник обычно выглядит не лучшим образом. Мы, взрослые, должны понимать, что в дневнике отмечается весь негатив школьной жизни: не очень хорошие оценки, а получить всегда хочется хорошую; замечания, а не очень хочется, чтобы родители знали об этом; домашнее задание должно быть записано, а выполнять его совсем не хочется; расписание, которое сразу напоминает о том, что надо идти в школу, что до каникул еще далеко. Вот и старается ребенок лишний раз этот дневник не открывать. А если родители еще и за оценки плохие ругают, так вообще, по мнению многих детей, дневник оставлять лучше дома, авось пронесет. № 1. Не всегда стоит ругать ребенка за плохие оценки. С чего надо начинать при выполнении домашнего задания? Оценивая объем и уровень сложности, ребенок планирует свою деятельность. С какого предмета начинать? Наверное, с самого трудного и объемного. Родители, наблюдая за работоспособностью и утомляемостью ребенка, могут сами выбрать оптимальный вариант. Начинать выполнение домашнего задания необходимо после отдыха, лучше – прогулки. Просмотр телевизора – не отдых. Далее необходимо подобрать вместе с ребенком все, что необходимо для работы по выбранному предмету. Если кроме учебника есть тетради на печатной основе, в них работали в школе, а дома по ним задания нет, стоит посмотреть, что и как ребенок делал в школе. Важно научить ребенка пользоваться письменной инструкцией. Часто родители сами читают задание и говорят, что же надо делать. Ребенок должен сам прочитать задание вслух и объяснить, что же надо делать. Если инструкция к упражнению большая, многоступенчатая (надо выполнить несколько заданий), и ребенок не может сразу ее запомнить, выполнять задание можно по этапам. Но ребенок сам должен читать задание к каждому этапу и пояснять, что он будет делать. Письменную работу сам ребенок должен проверить, и только потом родители, если были допущены ошибки, могут указать на недостатки. Нужен ли черновик? Да, необходим. Но записи в черновике должны быть минимальными. Нет смысла писать упражнение по русскому языку в черновик, делать все разборы, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок утомляется, а качество работы снижается. Домашнее задание – закрепление навыков. Не каждый сразу усваивает материал. Помощь родителей необходима, даже если изучаемый материал преподносится с другой точки зрения, иными приемами. Главное – донести суть. Объяснить – не сделать за него. Нет смысла подсказывать. Безусловно, замечательно, когда у ребенка есть своя комната, рабочий стол и все необходимое. Но ребенок не должен быть один. А далеко не все родители имеют возможность сидеть рядом довольно длительное время. Вот и перебираются наши детки со всем своим скарбом на кухню к маме или к дивану папы. Надо помнить, что во время выполнения уроков ребенку ничто не должно мешать. Нельзя взрослому, сидя рядом с ребенком, в это время смотреть телевизор. Ребенок должен удобно сидеть. Места должно хватать, чтобы он мог расположить на столе все необходимое. Ноги не должны болтаться. Вся стопа должна стоять на полу. Можно использовать подставку. До какого возраста надо помогать ребенку? Да пока не сформируются навыки самоконтроля, самоорганизации. На первых порах Вам придется постоянно сидеть рядом. Через некоторое время давайте возможность то или иное задание частично выполнить самостоятельно. Увеличивайте самостоятельность. Иногда приходится наблюдать, что ребенок просто ничего не делает, если остается один. Ему постоянно необходимо присутствие взрослого. Бесполезное сидение растягивает время выполнения задания, утомляется ребенок еще быстрей. Придется сидеть рядом, пока ему это необходимо. Надо приучать ребенка не терять ни одной минутки. После выполнения уроков должно оставаться время на отдых, на прогулку. Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним. Постепенно ребенок научится делать все сам! | ||