Обучение
пересказу Пересказ
– очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам.
Программа по большинству школьных предметов основана на умении прочитать
текст, понять его, запомнить и пересказать. Как же
быть, если ребенок начал учиться, а пересказ дается с большим трудом? Нельзя
терять время, необходимо помогать ребенку. А начинать надо с чтения. Прежде
всего, необходимо выяснить, на сколько хорошо ребенок понимает прочитанное и
запоминает. 1.
Прочитай предложение: К зиме
шубка у зайчика стала белой, а у белочки – серой. 2.
Прочитай текст: Снег. С утра
падал снег. Медвежонок сидел на пеньке. Он задрал голову и считал упавшие на
нос снежинки. Снежинки падали пушистые и белые. О чем ты прочитал? Что делал
медвежонок? Какие были снежинки? Итак, ребенок понимает прочитанное и
запоминает. Аналогичные задания предлагаем
выполнить на слух, при чтении предложений и текста взрослым. Пересказ услышанного текста и
прочитанного самостоятельно – не одно и то же. Формировать надо оба умения. Обычно
маленькие простые тексты не вызывают затруднений, поэтому желательно
ориентироваться на учебники по литературе и окружающему миру (природоведению
и т.д.) и ту программу, по которой учится ребенок. Необходимо начинать с
самого начала. Желательно не пропускать ни один текст. Готовиться к пересказу
следует с анализа текста. Ребенок должен хорошо удерживать последовательность
событий, для этого необходимо составить план. Легче пересказываются тексты,
описывающие несколько (не очень много) действий. Значительно труднее
пересказать текст-описание. В любом случае, необходим план пересказа.
Вариантов может быть несколько – записать пункты в виде предложений,
использовать отдельные слова, схему (примитивный рисунок). Например: Смелый
мальчик. Однажды жарким днем ребятишки сидели
на мосту. Они весело разговаривали, смеялись. Вдруг одна из девочек
покачнулась и упала в реку. Плавать она не умела и сразу стала тонуть. В ту
же секунду кто-то бросился в реку. Это был Миша Мешков. Миша спас маленькую
девочку – вытащил ее на берег. Миша – смелый мальчик и хороший товарищ. План № 1 Где
сидели ребятишки? Что
случилось с девочкой? Что
сделал Миша? Что можно
сказать о Мише? План № 2 Сидели на
мосту, смеялись. Упала в
реку, стала тонуть. Бросился,
вытащил. Смелый. А можно и схематично изобразить
мост, и последовательность событий. Если использовать схему, то желательно
делать ее вместе с ребенком, чтобы каждая деталь была понятна. Какой бы
вариант плана не был вами выбран, он должен активно использоваться ребенком, тогда
ребенок не только научится составлять план самостоятельно, но и будет видеть
структуру текста. Вначале, пересказывая, ребенок должен пользоваться планом,
итог – самостоятельный пересказ без опоры на план. Работа с
описательными текстами. Описательные
тексты весьма сложны для пересказа. Например: Ничего невозможного нет. Берем
краски и вместе с ребенком анализируем цвета, а потом рисуем, читая текст.
Естественно, рисунок используем вместо плана. Желательно найти в природе
подобные картины или краски. Увиденное и нарисованное описать легче.
Безусловно, на подготовку пересказа такого текста понадобиться значительное
время. Однако ребенок не только сможет пересказать текст, но и пополнится его
словарь. Полезно заучивать небольшие отрывки пейзажных зарисовок разных
времен года. Постепенно у ребенка накопится
определенный запас фраз, которые он сможет использовать при пересказе. Ведь
пересказ – передача текста своими словами. Пересказ
сказок. Вызывает затруднения пересказ
сказок, в которых очень много повторяющихся и параллельных событий. Помогает
картинный план, выполненный самим ребенком схематично. Следует обратить внимание
на особые сказочные слова, на начало и конец сказки, на описание героев. Можно
использовать деформированный текст. Текст сказки разрезать на отдельные
отрывки или предложения, перемешать их и предложить ребенку выстроить их по
порядку, чтобы вновь получился текст. Если затруднения вызывает определенный
отрывок – использовать таким образом только этот отрывок. Подробный пересказ
легче готовить фрагментами, используя карточки с трудными предложениями и
план-схему. Оказать максимально эффективную
помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в
формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чтобы умение сформировалось,
требуется время и систематическая работа. Чем лучше научится ребенок
пересказывать, тем легче ему будет учиться. |