Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 08:35

Cайт учителя начальных классов МОУ-СОШ №31 г.Белгорода

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Выборочные диктанты

Выборочные диктанты

 

В настоящее время существует множество способов выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков. Выборочный диктант – один из самых сложных видов контроля.

Выборочный диктант – это диктант, когда ребенок должен прослушать слова, предложения или текст, а записать только то, что обозначено заданием (Например, записать только имена существительные).

Сложность данного вида работы заключается в том, что ребенок пишет, опираясь на слуховое восприятие, и одновременно анализирует услышанный материал. Далеко не все учащиеся справляются с такими диктантами, а причин может быть множество:

 

у ребенка недостаточно сформировано слуховое внимание и память,

у ребенка не сформирован навык написания слухового диктанта,

ребенок затрудняется в анализе предлагаемого материала на слух, так как недостаточно усвоены контролируемые умения,

у ребенка медленный темп письма и т. д.


Обычно на уроках выборочные диктанты проводятся фронтально. Учитель далеко не всегда имеет возможность выявить причины затруднений ребенка. Гораздо проще это сделать родителям в свободное время. Да и выявив причину, сами родители могут помочь своему ребенку.

1. Проверяем уровень сформированности слухового внимания и памяти

 

Предлагаем ребенку прослушать несколько слов и повторить их. Количество запомненных слов не должно быть менее 4. А лучше, если их количество соответствует возрасту ребенка. Если ребенок запомнил мало слов, предлагаем подобные упражнения систематически, постепенно увеличивая число слов. Необходимо помнить, что слова для запоминания должны быть ребенку понятны, знакомы.

Предлагаем ребенку прослушать предложение и повторить его. Вначале предлагаем предложение из 3 – 4 слов. Если ребенок легко справляется с предложенным заданием, увеличиваем постепенно объем предложения. Выявляем максимальный объем запоминаемого материала. Предлагаем ребенку подобные задания систематически, в доброжелательной форме. Постепенно уровень сформированности слухового внимания и памяти будет расти.


На формирование слухового внимания и памяти направлены многие детские игры, в которых надо запомнить что-то, повторить и дополнить самостоятельным высказыванием.

2. Проверяем, сформирован ли у ребенка навык написания слухового диктанта
К сожалению, приходится часто наблюдать, что многие дети не научены написанию диктанта. Только учитель прочитал предложение, а иногда еще и не закончил чтение предложения, как многие дети уже начинают писать. Естественно, написав 2 – 3 слова, они ждут повторения, не знают, где заканчивается предложение и уж тем более не представляют, какие знаки препинания необходимо ставить. При таком способе написания диктанта ребенок не способен проанализировать написание слов и, как правило, допускает множество ошибок, в том числе и глупых.

Понаблюдайте, а Ваш ребенок имеет необходимые навыки?

Как правильно писать диктант
а. Внимательно прослушать весь текст.
б. Прослушать и запомнить первое предложение. Повторить его про себя (если позволяют условия – можно повторять вслух).
Постепенно предложения будут увеличиваться и не всегда возможно запомнить все предложение. Но к этому надо стремиться! Если же предложение большое, необходимо запомнить последнее слово в предложении, чтобы знать, где заканчивается одно и начинается другое предложение.
в. Проговорить по слогам первое слово. Записать его.

Проговорить следующее слово. Записать его.

Многие заблуждаются, полагая, что пока ребенок будет повторять предложение, он не успеет его записать. Может быть, и будут поначалу трудности. Но если систематически упражняться – навык придет. А главное, проговаривая слово по слогам, ребенок получит дополнительное время на анализ написания данного слова.

Обычно привожу такой пример: Как поступает снайпер? Вначале стреляет, а потом целится? Или все же вначале целится?

Запоминая предложение, проговаривая слова по слогам, ребенок создает внутренний план того, что будет писать. Иначе говоря, прицеливается.

3. Усвоил ли ребенок необходимый материал
При выполнении домашней работы стоит обратить внимание на знание ребенком изучаемого материала. Легко ли справляется ребенок с предлагаемыми заданиями? Все ли задания выполняет или только списывает? Можно вернуться назад и предложить выполнить упражнение, которое было разобрано накануне (письменно или устно).

Однако не стоит забывать о перегрузках! На выполнение домашнего задания и дополнительные занятия не должен уходить целый день! Ребенок должен успевать и погулять, и поиграть.

4. Медленный темп письма
Причин медленного темпа письма и медленного темпа работы может быть множество. В таком случае лучше обратиться за консультацией к специалистам.

Учимся писать выборочные диктанты
Начинать необходимо с самого простого и как можно раньше. Предлагаем самые простые задания, например:

 

Запиши только гласные буквы.
Диктуем: а, м, н, у, й.

Запиши только слоги.
Диктуем: ле, ток, мел, ке, лев, март, кра.

Запиши слова, обозначающие предметы (имена существительные).
Диктуем: красный, крот, купаться, рак, щука.

Запиши только первое (второе, третье, последнее) слово предложения.

Запиши только вопросительное (восклицательное) предложение.

Запиши только имена существительные в именительном падеже и т.д.


Подобных заданий может быть множество. Главное увеличивать уровень сложности постепенно. Предлагаемый материал должен быть понятен ребенку.

Следует учитывать, что выборочный диктант – довольно сложный вид работы. Не стоит предлагать ребенку не полностью изученный материал.
Итак, ничего невозможного нет. Если ребенок испытывает трудности, мы можем помочь. Успехов!

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Block title
Block content

Создать бесплатный сайт с uCoz